МЕНЮ
Сергей Потеряев
при участии Ирины Кудрявцевой
Екатеринбург
Фотограф и художник.

Избранные награды:
2017 Стипендия правительства РФ для молодых деятелей культуры и искусства
2016 Победа в международном фотоконкурсе «Wortimbild», Клагенфурт, Австрия
2013 Гран-при Cortona On The Move «OFF Circuit prize», Кортона, Италия
2013 Гран-при 5th International youth photography competition «Young man in the 21st century», Каунас, Литва
2013 Приз «TOP PICK 2012», Торонто, Канада
2010 Победа в конкурсе «Молодые фотографы России», Нижний Новгород, Россия

Персональные выставки:
2017
«Insight», Galerie in ehemaliger Schlecke, Киль, Германия
2017 «[Пост]индустриальный Урал», фотографический музей «Дом Метенкова», Екатеринбург, Россия
2017 «Cuba de Rusia», культурный центр «ЗИЛ», Москва, Россия
2017 «Insight», d|d contemporary art gallery, Дюссельдорф, Германия
2017 «Старая Утка», галерея «OкNo», Челябинск, Россия
2017 «Cuba de Lituania», Klaipeda Culture Communication Centre, Клайпеда, Литва
2016 «Коломна CREW», музей-резиденция «Арткоммуналка», Коломна, Россия
2016 «Старая Утка», Underdog gallery, Гамбург, Германия
2016 «Insight», Alte Feuerwache Loschwitz e.V., Дрезден, Германия
2016 «Старая Утка», Berlin Art School, Берлин, Германия
2015 «[Пост]индустриальный Урал», арт-пространство «Ворота», Калининград, Россия
2015 «Cuba de Rusia», фонд «Культурный транзит», Екатеринбург, Россия
2015 «Линия Севера», Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург, Россия

Сергей Потеряев


Искусствовед, куратор, заведующая отделом современного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств. С 2012 года преподает на кафедре истории искусств и музееведения УрФУ.

Избранные выставки и проекты: «Красил Макар. История художника, рассказанная им самим» (в рамках программы арт-резиденций 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, 2015); «Графический репортаж Николая Аввакумова» (2019—2020, ЕМИИ); «Музей: включенное наблюдение» (совместно с Дарьей Костиной, 2017, ЕМИИ); «Передовая передового. На стройке новой жизни Урала» (2017, ЕМИИ); «Сквозь стену. Графика художников-эмигрантов второй половины ХХ века» (2016, ЕМИИ); персональная выставка Леонида Тишкова «Взгляни на дом свой» (2015, ЕМИИ); «Лично для каждого» (2015, ЕМИИ); выставка Федора Телкова и Сергея Потеряева «Линия севера» (2015, ЕМИИ); перформанс-инсталляция Кристины Мальдонадо «Переключатель: незнакомец получает подарок» (2014, ЕМИИ); «Мастерская 3:0» (2013, ЕМИИ); «2012: Новые обстоятельства» (совместно с Владимиром Селезневым, 2012, УФ ГЦСИ); «Первые на Марсе» (совместно с Владимиром Селезневым, 2011, УФ ГЦСИ).

Участие в конкурсах: номинантка Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2013); лауреатка Премии губернатора Свердловской области (2015); стипендиатка Ассоциации искусствоведов России (2016).

Ирина Кудрявцева

«Большой шлем»
О проекте в арт-резиденции
Выставка «Большой шлем» — результат продолжительного исследовательского проекта Сергея Потеряева, комментирующего проблематику документальности в современной фотографии. В основе этой работы лежит история, случившаяся 60 лет назад. 1 мая 1960 года в небе над Свердловском был сбит самолет американского разведчика Фрэнсиса Гэрри Пауэрса. Во время крушения пилот спасся и после был арестован, расследование и судебное разбирательство по его делу превратились в показательный процесс советской пропаганды. Миссия Пауэрса заключалась в фотодокументации сразу ряда крупных секретных объектов на территории СССР, его запланированный маршрут проходил через Сталинабад, Челябинск, Свердловск, Киров, Архангельск, Кандалакшу, Мурманск и должен был завершиться на военной базе в Норвегии. Масштабная разведывательная операция получила название «Большой шлем» по аналогии со спортивным термином, используемым для обозначения победы в нескольких крупнейших турнирах.

В августе 1960 года Пауэрс был осужден на 10 лет, но спустя два года его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (Рудольфа Абеля). Несмотря на то, что детали этой драматической истории широко освещались в прессе, были подробно задокументированы при помощи фотографий и прочих свидетельств, это не помешало исключить из официальной версии событий «запретные эпизоды», о существовании которых многие не подозревали. Так, позже стало известно о трагической гибели под Дегтярском советского летчика Сергея Сафронова, сбитого по ошибке во время ликвидации самолета Пауэрса. Фотография в этом историческом сюжете, как и в большинстве подобных случаев, послужила инструментом создания пропагандистской легенды. Манипуляция документами в борьбе за архивные свидетельства стала шагом на пути к захвату «правды» о событии.

Фотография благодаря своей технической природе представляется способом наиболее объективной связи с реальностью, в буквальном смысле безоговорочным доказательством случившегося. Мы склонны доверять визуальному образу, выступающему в роли документа. Но, как и любой другой источник информации, фотография — лишь фрагмент сообщения о действительности, выбранный авторским ракурсом и компоновкой кадра, а также обусловленный зрительским пониманием обстоятельств происходящего на снимке и за его пределами.

Что мы видим, когда смотрим на фотографию? Достоверное свидетельство, убеждающее нас своей реалистичностью, или тщательно замаскированную постановку, скрывающую недоступный и недосказанный контекст. Фрагментарность и уязвимость визуальной информации ставит нас каждый раз перед ответственным выбором в интерпретации.

Инсталляция Сергея Потеряева — это причудливо скомпонованная металлическая конструкция, напоминающая по форме рукотворную груду обломков (зарифмованную с известным кадром хроники, запечатлевшим останки военного самолета Пауэрса). На отдельные фрагменты композиции нанесены фотоизображения. Образы на снимках редуцированы до фрагментов, пятен, многократно увеличенного газетного растра, за которым сложно с точностью определить сюжет, а иногда и вовсе распознать предметное изображение. Металлические осколки, будто части некогда целого повествования, необратимо раздроблены и спутаны. Документальная инсталляция Потеряева – это история, превращенная в экспозицию, история с множеством переменных.

Ирина Кудрявцева, куратор выставки

В проекте «Большой шлем» фотография предстает как элемент пропаганды и в то же время инструмент для ее критики. «Подлинные» фотодокументы, созданные в середине прошлого века и опубликованные в официальной советской прессе, перемешаны с изготовленными сегодня фальшивками. Все эти визуальные образы сливаются в единый хор, звучание которого заставляет усомниться в возможности объективного и целостного рассказа о событии. Художник использует средства документализма для создания новых связей между независимыми повествованиями и провоцирует зрителя на внимание к деталям.
Фото: Андрей Куськало